А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я
Т. Табернакль, Тамбур, Театр...
Табернакль (от лат. tabernaculum - шатер):
1. в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями;
2. в готических храмах башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения статуй.
Таль – подвесное грузоподъемное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и троса.
Тамбур (франц. tambour, букв. барабан; слово араб. происхождения) – небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.
Таун-Хаус – рассчитанный на несколько семей элитный коттедж.
Тахеометр - прибор, предназначенный для тахеометрической съемки с целью получения плана с изображением ситуации и рельефа.
Твердость - свойство материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого тела. Например, по шкале МООСа все природные минералы делятся на 10 групп по твёрдости.
Твердость - свойство материала сопротивляться местной пластической деформации, возникающей при внедрении в него более твердого тела. Не является физической постоянной, а представляет собой сложное свойство, зависящее как от прочности и пластичности материала, так и от метода измерения (методы Бринелля, Роквелла, Виккерса, Шора).
Театр (от греч. qeatron – место для зрелищ, зрелище) – тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений.
Первые театральные здания появились предположительно в 6 в. до н.э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка – сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройки для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н.э. театрон и скена были деревянными, позже – каменными. В IV-III вв. до н.э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры вмещали всех свободных граждан города. Наряду с открытыми театрами строились крытые (одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме. В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привелегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки – просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н.э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.
В период средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите в XV-XVI вв.) – на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством.
В XVI в. была создана “перспективная сцена”, состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре.
В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С развитием оперы в 1 пол. XVII в. для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделенными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее совершенный образец итальянского театра – театр “Ла Скала” в Милане (1778 г., арх. Дж. Пьермарини). В кон. XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр “Глобус” в Лондоне, 1599 г.). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре.
Во 2 пол. XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра - с круглым залом, окруженным на три четверти периметра открытыми, неразделенными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей.
В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип театра, в России строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского типа (усадебный театр в Останкине). В посл. четв. XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные и потребностью в более демократической структуре театрального здания связано с появлением нового типа театра – с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной “сцены-коробки”, со зрительным залом и открытой сценической площадкой, а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.
Тегула - кровельная черепица. Также тегула крыша; кров; кровля.
Текстолит - материал, состоящий из нескольких слоев ткани (бязь, миткаль, бельтинг, шифон, ткани из искусственных и синтетических органических волокон – вискозных, полиамидных, полиэфирных и т. д.), пропитанных синтетической смолой (смолы феноло-формальдегидные, крезоло- и ксиленолоальдегидные, мочевино- и меламино-формальдегидные, а также полиамиды, полиолефины, ацетил- и этилцеллюлоза). Текстолиты на основе стеклянных тканей называются стеклотекстолитами, на основе асбестовых — асботекстолитами. Собственно текстолиты значительно легче (плотность 1,3—1,4 г/см3) асбо- и стеклотекстолитов, характеризуются меньшей теплопроводностью, лучше подвергаются механической обработке и склеиванию, но при этом менее прочны, обладают более низкой тепло- и химической стойкостью. Текстолиты производят в виде листов, пластин и плит. Используют для изготовления подшипников скольжения, электрораспределительных панелей, шестерен, втулок, труб, цилиндров, профилей.
Тектоника - соотношение несущих и несомых частей сооружения, выраженное в пластических формах. Тектоника - художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания.
Теодолит - прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов.
Тепловая завеса – аэродинамический агрегат, экономящий тепло в помещении путем образования на входе заслонов из теплого воздуха.
Теплоемкость – способность материала аккумулировать тепловую энергию, Удельная теплоёмкость — это количество тепла, которое необходимо передать 1 кг данного материала, чтобы повысить его температуру на 1 град.С.
Теплопроводность – способность материала передавать тепло от одной своей части к другой в силу теплового движения молекул. Передача тепла в материале осуществляется кондукцией (путем контакта частиц материала), конвекцией (движением воздуха или другого газа в порах материала) и лучеиспусканием. Размерность теплопроводности Вт/мК.
Теплоусвоение – способность материала поглощать тепло в контакте с другими материалами.
Терем (от греч. teremnon – кров, жилище) – в древнерусской архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.
Термостат – прибор, поддерживающий заданную температуру.
Термы (лат. thermae, от греч. qermoV – теплый, горячий) – в Древнем Риме общественные бани, являющиеся также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко 2 пол. 2 в. до н.э. Включали кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и другие помещения, а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и др., симметрично располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т.д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.
Терраса (франц. terrasse, от лат. terra – земля) – открытая с трех сторон (с 19 в. чаще застекленная) летняя не отапливаемая пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью. Террасами называют также части так называемых террасных зданий, уступами спускающихся по склону.
Терракота - неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита.
Тёс. Тесина - доски, получаемые путем раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обтеской. Тёс использовался для обшивки стен сооружений, реже – для покрытия крыш.
Тетива - наклонная несущая конструкция лестницы. Доски, образующие ступени, врезаются в боковые стороны тетивы. В железобетонных лестницах ступени составляют единое целое с тетивами.
Тетраконх (от греч. tetra-, в сложных словах – четыре и конха, от греч. konch - раковина) – в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.
Тетрапилон - триумфальная арка с двумя взаимно пересекающимися проездами.
Тиксотропность – способность краски уменьшать вязкость (разжижаться) от механического воздействия и увеличивать вязкость (сгущаться) в состоянии покоя.
Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.
Толос, фолос (греч. qoloV) – в древнегреческой рхитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал).
Тонкость помола – характеристика дисперсности вяжущих, пигментов, наполнителей. Тонкость помола определяется остатком на стандартном сите в процентах по отношению к начальной навеске материала.
Тор, торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – вал, один из классических древнегреческих обломов архитектурных. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.
Торговые ряды – протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с 13-15 вв., в России – в 17-19 вв. торговые ряды часто определяли градостроительное решение центра.
Торговый центр – комплекс зданий, где размещены магазины и учреждения бытового обслуживания.
Торец - прямоугольный или шестиугольный короткий брусок (торцовая шашка), предназначенный для устройства полов или мощения дорожных покрытий.
Торкрет - бетон (торкретирование) - Способ бетонирования при котором бетонная смесь послойно наносится на бетонируемую поверхность под давлением сжатого воздуха.
Торкретирование - процесс бетонирования или оштукатуривания под действием сжатого воздуха с использованием цемент-пушки.
Тормоз дисковый - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием вращающихся дисков к неподвижным.
Тормоз колодочный - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием колодок к тормозному шкиву.
Тормоз ленточный - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием ленты к тормозному шкиву.
Торфоизоляционные материалы – теплоизоляционные материалы, полученные из молодого торфа — неперегнившего моха-сфагнума путём приготовления пульпы (формовочной массы, состоящей из воды и 5-10% торфа) с последующей формовкой и тепловой обработкой. Средняя плотность торфоизоляционных материалов — 200-300 кг/куб.м.
Торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – см. подробнее тор.
Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.
Точка росы – температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы достичь состояния насыщения водяным паром при данном влагосодержании и неизменном давлении. При достижении точки росы в воздухе или на предметах, с которыми он соприкасается, начинается конденсация водяного пара.
Тощий бетон - Бетон с высоким содержанием заполнителей и низким содержанием цемента.
Травея (от франц. travee – пролет) – в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый или сомкнутый свод. Готическое здание представляет собой систему травей.
Трансепт (позднелат. transeptum, от лат. trans – за и septum – ограда) – в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных (см. базилика) или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.
Трап – воронкообразный элемент системы водоотвода из влажных помещений.
Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье):
1. в христианских монастырях специальное здание с залом для совместных трапез, церковью и подсобными помещениями (поварни, кладовые и др.); русские трапезные 16-17 вв. имели большие одностолпные, двухстолпные или бесстолпные залы с открытыми террасами-гульбищами и лестницами, богатым декоративным убранством.
2. просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.
Трельяж - легкая решетка для вьющихся растений.
Трехчетвертная колонна -колонна выступающая из плоскости стены на 3/4 своего диаметра.
Триглиф (греч. tri-glufoV, tri-glufon , от tri- в сложных словах – три и glufw - режу) – прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами-метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.
Триклиний (лат. triclinium) – в древнеримской архитектуре помещение для трапезы. Триклиниями называются также ложа, которые в Древнем Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя форму подковы.
Трифорий (позднелат. triforium, от лат. tri-, в сложных словах – три и foris – дверь, вход):
1. трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением;
2. аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда трифориев. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение;
3. узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда и в обходе хора готического храма.
Тромпы (франц. trompe, от древневерхненем. trumba – труба) – иреугольная нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Иногда тромпы служат опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве – преимущественно в 17 в.). См. также паруса.
Трюмо - украшенный орнаментом простенок между окнами. Высокое зеркало, расположенное в простенке.
Тяга – горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я