RU | ENG На главную | Карта сайта
Архитектура или дизайн. Архитектурная 3D визуализация.
Навигация

Архитектурный словарь - Слова на букву Т

Проекты


Хай-Лайн
Пример реновации городского пространства. Хай-Лайн (The High Line) - это совершенно уникальное место в районе Челси на Манхэттене. Парковая аллея, расположенная на высоте 10 метров над землей на бывшей линии нью-йоркской электрички, протянулась на 1,6 километра от улицы Гансевоорт (в квартале от Западной 12-й улицы) до 30-й улицы.... подробнее...
"Архнадзору" не понравился проект Эгераата по реконструкции стадиона 'Динамо'
Общественное движение "Архнадзор" не поддержало предлагаемый известным голландским архитектором Эриком ван Эгераатом проект реконструкции стадиона "Динамо" в Москве, заявила на пресс-конференции в пятницу координатор движения Марина Хрусталева. Об этом сообщает РИА "Новости".... подробнее...
AD Classics: Ronchamp / Le Corbusier
By Andrew Kroll — Filed under: AD Architecture Classics ,Religious Architecture , Concrete, France, Le Corbusier, Modernism In the commune of Ronchamp, slightly south of east of Paris, sits one of Le Corbusier’s most unusual projects of his career, Notre Dame du Ronchamp, or more commonly referred to as Ronchamp. In 1950, Le Corbusier was commissioned to design a new Catholic church to replace the previous church that had been destroyed during World War II. ... подробнее...

А Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Т. Табернакль, Тамбур, Театр...

Табернакль (от лат. tabernaculum - шатер):

1. в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями;
2. в готических храмах башнеобразная открытая пристройка (или архитектурно оформленная ниша) для размещения статуй.

Таль – подвесное грузоподъемное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из подвижного и неподвижного блоков и троса.

Тамбур (франц. tambour, букв. барабан; слово араб. происхождения) – небольшая пристройка к зданиям и сооружениям перед наружными дверями или проходное пространство за ними, служащее для защиты от холодного воздуха и ветра.

Таун-Хаус – рассчитанный на несколько семей элитный коттедж.

Тахеометр - прибор, предназначенный для тахеометрической съемки с целью получения плана с изображением ситуации и рельефа.

Твердость - свойство материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого тела. Например, по шкале МООСа все природные минералы делятся на 10 групп по твёрдости.

Твердость - свойство материала сопротивляться местной пластической деформации, возникающей при внедрении в него более твердого тела. Не является физической постоянной, а представляет собой сложное свойство, зависящее как от прочности и пластичности материала, так и от метода измерения (методы Бринелля, Роквелла, Виккерса, Шора).

Театр (от греч. qeatron – место для зрелищ, зрелище) – тип архитектурной постройки, предназначенной для театральных представлений.
Первые театральные здания появились предположительно в 6 в. до н.э. в Древней Греции. Они были открытыми и состояли из орхестры (круглая площадка – сцена), театрона (места для зрителей) и скены (пристройки для переодевания и хранения реквизита). Театры сооружались амфитеатром на склоне холма (орхестра и скена располагались у подножия). До IV в. до н.э. театрон и скена были деревянными, позже – каменными. В IV-III вв. до н.э. основной игровой площадкой стала плоская кровля (логейон) портика-проскения скены, а на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки декораций (пинак) и сценических механизмов. Греческие театры вмещали всех свободных граждан города. Наряду с открытыми театрами строились крытые (одеон). Тип открытого греческого театра получил развитие в Древнем Риме. В таких театрах через центр полукруглой орхестры, на которой размещались места для привелегированных зрителей, проходила передняя граница невысокой площадки – просцениума. Для остальных зрителей ряды мест (кавеа) возводились амфитеатром, опиравшимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру, примыкал к боковым выступам сцены, образуя единый замкнутый объем. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой, стены сцены украшались нишами, статуями и др. Первое крытое здание театра было построено римлянами в Помпеях (I-III вв. до н.э.). Сложившаяся в античный период структура театрального здания оказала большое влияние на его последующее развитие.
В период средневековья театральные здания не строились. Представления литургической драмы устраивались в храмах, позже на папертях, в XIV-XVI вв. (как и постановки моралите в XV-XVI вв.) – на площадях и улицах городов на временных подмостках или повозках. В эпоху Возрождения строительство театров возобновилось сначала в Италии, затем в других странах. Возводились закрытые театры с глубоким сценическим пространством.
В XVI в. была создана “перспективная сцена”, состоящая из невысокого игрового помоста по всей ширине зала, фоновой части для сменных щитов и задника с постоянными перспективными изображениями улиц и площадей. Пол был наклонным. Зрители располагались в орхестре и амфитеатре.
В XVII в. впервые появилась сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С развитием оперы в 1 пол. XVII в. для создания лучшей акустики и видимости начали сооружать театры с ярусными галереями (вначале непрерывными, позже разделенными перегородками на ложи). Усовершенствовалось техническое оснащение сцены, вводились дополнительные помещения для зрителей (фойе, вестибюль). Наиболее совершенный образец итальянского театра – театр “Ла Скала” в Милане (1778 г., арх. Дж. Пьермарини). В кон. XVI в. в Англии возник тип театрального здания, в котором сочетались элементы античного (орхестра, ярусы для зрителей) и средневекового (подмостки) театра (театр “Глобус” в Лондоне, 1599 г.). Существовали также небольшие частные крытые театры с четырехугольными залами и сидячими местами в орхестре.
Во 2 пол. XVIII в. начал складываться так называемый французский тип театра - с круглым залом, окруженным на три четверти периметра открытыми, неразделенными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей.
В XVIII-XIX вв. в Европе и Америке использовался преимущественно так называемый итальянский тип театра, в России строились театры как итальянского типа (Большой театр в Москве, Александринский театр в Петербурге), так и французского типа (усадебный театр в Останкине). В посл. четв. XIX в. с дифференциацией театральных жанров на драматические и музыкальные и потребностью в более демократической структуре театрального здания связано с появлением нового типа театра – с секторальным залом (амфитеатр без партера и ярусов). В первые десятилетия XX в. появились театральные здания без глубинной “сцены-коробки”, со зрительным залом и открытой сценической площадкой, а также типы театра с амфитеатральным залом и с так называемым аудиторным залом, в которых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими нависающими над ними балконами.

Тегула - кровельная черепица. Также тегула крыша; кров; кровля.

Текстолит - материал, состоящий из нескольких слоев ткани (бязь, миткаль, бельтинг, шифон, ткани из искусственных и синтетических органических волокон – вискозных, полиамидных, полиэфирных и т. д.), пропитанных синтетической смолой (смолы феноло-формальдегидные, крезоло- и ксиленолоальдегидные, мочевино- и меламино-формальдегидные, а также полиамиды, полиолефины, ацетил- и этилцеллюлоза). Текстолиты на основе стеклянных тканей называются стеклотекстолитами, на основе асбестовых — асботекстолитами. Собственно текстолиты значительно легче (плотность 1,3—1,4 г/см3) асбо- и стеклотекстолитов, характеризуются меньшей теплопроводностью, лучше подвергаются механической обработке и склеиванию, но при этом менее прочны, обладают более низкой тепло- и химической стойкостью. Текстолиты производят в виде листов, пластин и плит. Используют для изготовления подшипников скольжения, электрораспределительных панелей, шестерен, втулок, труб, цилиндров, профилей.

Тектоника - соотношение несущих и несомых частей сооружения, выраженное в пластических формах. Тектоника - художественное выражение закономерностей, присущих конструктивной системе здания.

Теодолит - прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов.

Тепловая завеса – аэродинамический агрегат, экономящий тепло в помещении путем образования на входе заслонов из теплого воздуха.

Теплоемкость – способность материала аккумулировать тепловую энергию, Удельная теплоёмкость — это количество тепла, которое необходимо передать 1 кг данного материала, чтобы повысить его температуру на 1 град.С.

Теплопроводность – способность материала передавать тепло от одной своей части к другой в силу теплового движения молекул. Передача тепла в материале осуществляется кондукцией (путем контакта частиц материала), конвекцией (движением воздуха или другого газа в порах материала) и лучеиспусканием. Размерность теплопроводности Вт/мК.

Теплоусвоение – способность материала поглощать тепло в контакте с другими материалами.

Терем (от греч. teremnon – кров, жилище) – в древнерусской архитектуре верхний жилой ярус хором больших жилых домов, сооружавшийся над сенями, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете.

Термостат – прибор, поддерживающий заданную температуру.

Термы (лат. thermae, от греч. qermoV – теплый, горячий) – в Древнем Риме общественные бани, являющиеся также общественными и спортивными сооружениями. Как тип зданий сложились ко 2 пол. 2 в. до н.э. Включали кроме горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий) бань вестибюль, раздевальни и другие помещения, а также парильни, залы для занятий спортом, собраний и др., симметрично располагавшиеся симметрично по сторонам главного зала. Огромные внутренние помещения перекрывались мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и куполами и пышно украшались мозаиками, росписями, скульптурой и т.д. Термы отапливались горячим воздухом по каналам, проложенным под полами, в стенах; часто использовались термальные воды.

Терраса (франц. terrasse, от лат. terra – земля) – открытая с трех сторон (с 19 в. чаще застекленная) летняя не отапливаемая пристройка к зданию, перекрытая крышей на столбах и сообщающаяся с ним дверью. Террасами называют также части так называемых террасных зданий, уступами спускающихся по склону.

Терракота - неглазурованные керамические изделия строительного, бытового и художественного назначения. Терракота известна со времен неолита.

Тёс. Тесина - доски, получаемые путем раскалывания бревна вдоль с помощью клиньев с последующей обтеской. Тёс использовался для обшивки стен сооружений, реже – для покрытия крыш.

Тетива - наклонная несущая конструкция лестницы. Доски, образующие ступени, врезаются в боковые стороны тетивы. В железобетонных лестницах ступени составляют единое целое с тетивами.

Тетраконх (от греч. tetra-, в сложных словах – четыре и конха, от греч. konch - раковина) – в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.

Тетрапилон - триумфальная арка с двумя взаимно пересекающимися проездами.

Тиксотропность – способность краски уменьшать вязкость (разжижаться) от механического воздействия и увеличивать вязкость (сгущаться) в состоянии покоя.

Тимпан (греч. tumpanon) – треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.

Толос, фолос (греч. qoloV) – в древнегреческой рхитектуре круглое в плане сооружение (святилище, гробница, памятник, музыкальный зал).

Тонкость помола – характеристика дисперсности вяжущих, пигментов, наполнителей. Тонкость помола определяется остатком на стандартном сите в процентах по отношению к начальной навеске материала.

Тор, торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – вал, один из классических древнегреческих обломов архитектурных. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым.

Торговые ряды – протяженная постройка с аркадами или колонными галереями для торговли. В Западной Европе строились с 13-15 вв., в России – в 17-19 вв. торговые ряды часто определяли градостроительное решение центра.

Торговый центр – комплекс зданий, где размещены магазины и учреждения бытового обслуживания.

Торец - прямоугольный или шестиугольный короткий брусок (торцовая шашка), предназначенный для устройства полов или мощения дорожных покрытий.

Торкрет - бетон (торкретирование) - Способ бетонирования при котором бетонная смесь послойно наносится на бетонируемую поверхность под давлением сжатого воздуха.

Торкретирование - процесс бетонирования или оштукатуривания под действием сжатого воздуха с использованием цемент-пушки.

Тормоз дисковый - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием вращающихся дисков к неподвижным.

Тормоз колодочный - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием колодок к тормозному шкиву.

Тормоз ленточный - тормоз, у которого торможение осуществляется прижатием ленты к тормозному шкиву.

Торфоизоляционные материалы – теплоизоляционные материалы, полученные из молодого торфа — неперегнившего моха-сфагнума путём приготовления пульпы (формовочной массы, состоящей из воды и 5-10% торфа) с последующей формовкой и тепловой обработкой. Средняя плотность торфоизоляционных материалов — 200-300 кг/куб.м.

Торус (от лат. torus – выпуклость, валик) – см. подробнее тор.

Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. Возник в Древнем Риме на рубеже 1 в. до н.э. – 1 в. н.э. Имеет колонну с базой, но без каннелюр и гладкий фриз.

Точка росы – температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы достичь состояния насыщения водяным паром при данном влагосодержании и неизменном давлении. При достижении точки росы в воздухе или на предметах, с которыми он соприкасается, начинается конденсация водяного пара.

Тощий бетон - Бетон с высоким содержанием заполнителей и низким содержанием цемента.

Травея (от франц. travee – пролет) – в романской и готической архитектуре прямоугольная в плане пространственная ячейка нефа, ограниченная по углам четырьмя устоями, несущими крестовый или сомкнутый свод. Готическое здание представляет собой систему травей.

Трансепт (позднелат. transeptum, от лат. trans – за и septum – ограда) – в европейской церковной архитектуре поперечный неф или несколько нефов в базиликальных (см. базилика) или крестообразных в плане зданиях. Возник в раннехристианских храмах, когда усложнение литургии потребовало увеличить пространство перед алтарем и апсидой. Переход от продольных нефов к трансепту оформлялся подпружными арками средокрестия.

Трап – воронкообразный элемент системы водоотвода из влажных помещений.

Трапезная (от греч. trapeza – стол, кушанье):

1. в христианских монастырях специальное здание с залом для совместных трапез, церковью и подсобными помещениями (поварни, кладовые и др.); русские трапезные 16-17 вв. имели большие одностолпные, двухстолпные или бесстолпные залы с открытыми террасами-гульбищами и лестницами, богатым декоративным убранством.
2. просторная невысокая пристройка с западной стороны христианского храма, служившая для богослужения в зимнее время и общественных нужд прихожан. Характерны для русской архитектуры 17-18 вв.

Трельяж - легкая решетка для вьющихся растений.

Трехчетвертная колонна -колонна выступающая из плоскости стены на 3/4 своего диаметра.

Триглиф (греч. tri-glufoV, tri-glufon , от tri- в сложных словах – три и glufw - режу) – прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с несколькими желобками. Чередуясь с плитами-метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере. Размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза на углах здания. Триглифы воспроизводят в камне торцы балок первоначального деревянного перекрытия.

Триклиний (лат. triclinium) – в древнеримской архитектуре помещение для трапезы. Триклиниями называются также ложа, которые в Древнем Риме устанавливались вокруг обеденного стола, образуя форму подковы.

Трифорий (позднелат. triforium, от лат. tri-, в сложных словах – три и foris – дверь, вход):

1. трехчастный арочный проем с трехлопастным завершением;
2. аркада во втором ярусе центрального нефа романских и готических базиликальных храмов, состоящая из ряда трифориев. Облегчая стены, усиливает их конструкцию, имеет и декоративное значение;
3. узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда и в обходе хора готического храма.

Тромпы (франц. trompe, от древневерхненем. trumba – труба) – иреугольная нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат для перехода от нижней, квадратной в плане части здания к верхней, круглой или многоугольной в плане (к куполу или его барабану). Иногда тромпы служат опорной конструкцией для угловых куполов, эркеров. Тромпы были распространены в средневековой архитектуре Византии, Передней и Средней Азии, Закавказья и Европы (в русском зодчестве – преимущественно в 17 в.). См. также паруса.

Трюмо - украшенный орнаментом простенок между окнами. Высокое зеркало, расположенное в простенке.

Тяга – горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.

А Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Copyright © 2008-2015, ООО "Арх-Хаус", all rights reserved.