RU | ENG На главную | Карта сайта
Архитектура или дизайн. Архитектурная 3D визуализация.
Навигация

Готический стиль

Проекты


Хай-Лайн
Пример реновации городского пространства. Хай-Лайн (The High Line) - это совершенно уникальное место в районе Челси на Манхэттене. Парковая аллея, расположенная на высоте 10 метров над землей на бывшей линии нью-йоркской электрички, протянулась на 1,6 километра от улицы Гансевоорт (в квартале от Западной 12-й улицы) до 30-й улицы.... подробнее...
"Архнадзору" не понравился проект Эгераата по реконструкции стадиона 'Динамо'
Общественное движение "Архнадзор" не поддержало предлагаемый известным голландским архитектором Эриком ван Эгераатом проект реконструкции стадиона "Динамо" в Москве, заявила на пресс-конференции в пятницу координатор движения Марина Хрусталева. Об этом сообщает РИА "Новости".... подробнее...
AD Classics: Ronchamp / Le Corbusier
By Andrew Kroll — Filed under: AD Architecture Classics ,Religious Architecture , Concrete, France, Le Corbusier, Modernism In the commune of Ronchamp, slightly south of east of Paris, sits one of Le Corbusier’s most unusual projects of his career, Notre Dame du Ronchamp, or more commonly referred to as Ronchamp. In 1950, Le Corbusier was commissioned to design a new Catholic church to replace the previous church that had been destroyed during World War II. ... подробнее...

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • .
  • Готический свод. Готический свод
Готический свод
  • Готический свод. Готический свод
Готический свод
  • Элементы декора в Готическом стиле. Элементы декора в Готическом стиле
Элементы декора в Готическом стиле
  • Системы аркбутанов и контрфорсов. Системы аркбутанов и контрфорсов
Системы аркбутанов и контрфорсов
  • Система аркбутанов и контрфорсов. Система аркбутанов и контрфорсов
Система аркбутанов и контрфорсов
  • Система аркбутанов и контрфорсов. Система аркбутанов и контрфорсов
Система аркбутанов и контрфорсов
  • план Готической базилики. план Готической базилики
план Готической базилики
  • Готическая скульптура. Готическая скульптура
Готическая скульптура
  • Готическая скульптура. Готическая скульптура
Готическая скульптура
  • Скульптура в соборе Солсбери. Скульптура в соборе Солсбери
Скульптура в соборе Солсбери
  • Готическая скульптура. Готическая скульптура
Готическая скульптура
  • Готический портал. Готический порталГотический портал
  • Мебель в Готическом стиле. Мебель в Готическом стиле
Мебель в Готическом стиле
  • Готический алтарь. Готический алтарьГотический алтарь
  • Собор Шартре | Франция | XII-XIV вв.. Собор Шартре | Франция | XII-XIV вв.
Собор Шартре | Франция | XII-XIV вв.
  • Собор Реймсе | Франция | 1211-1330 гг.. Собор Реймсе | Франция | 1211-1330 гг.
Собор Реймсе | Франция | 1211-1330 гг.
  • Собор в Амьене | Франция | 1218-1268 гг. . Собор в Амьене | Франция | 1218-1268 гг. 
Собор в Амьене | Франция | 1218-1268 гг.
  • Собор Парижской Богоматери | 1163-XIV в.. Собор Парижской Богоматери | 1163-XIV в.
Собор Парижской Богоматери | 1163-XIV в.
  • Собор в Бурже | Франция | 1194 г.. Собор в Бурже | Франция | 1194 г.
Собор в Бурже | Франция | 1194 г.
  • Кёльнский собор | Германия | 1248-XIX в.<br />. Кёльнский собор | Германия | 1248-XIX в.<br />
Кёльнский собор | Германия | 1248-XIX в.
  • Кёльнский собор | Германия | 1248-XIX в.<br />. Кёльнский собор | Германия | 1248-XIX в.<br />
Кёльнский собор | Германия | 1248-XIX в.
  • Мюнстерский собор в Ульме,1377-1543 гг.. Мюнстерский собор в Ульме,1377-1543 гг.
Мюнстерский собор в Ульме,1377-1543 гг.
  • Собор Кентерберийский | Англия | XII-XIV вв.. Собор Кентерберийский XII-XIV вв.
Собор Кентерберийский XII-XIV вв.
  • Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв.. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв.
Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв.
  • Собор в Солсбери | Англия | 1220-1266 гг.. Собор в Солсбери | Англия | 1220-1266 гг.
Собор в Солсбери | Англия | 1220-1266 гг.
  • Собор в Экстере | Англия | 1050 г.. Собор в Экстере | Англия | 1050 г.
Собор в Экстере | Англия | 1050 г.
  • Собор в Линкольне | Англия | XVI в.. Собор в Линкольне | Англия | XVI в.
Собор в Линкольне | Англия | XVI в.
  • Собор в Глостере | Англия | XI-XIV вв.. Собор в Глостере | Англия | XI-XIV вв.
Собор в Глостере | Англия | XI-XIV вв.
  • Собор святого Вита | Чехия | 1344-1929 гг.. Собор святого Вита | Чехия | 1344-1929 гг.
Собор святого Вита | Чехия | 1344-1929 гг.
  • Палаццо Дожей | Италия | XIV в.. Палаццо Дожей | Италия | XIV в.
Палаццо Дожей | Италия | XIV в.
  • Миланский собор | Италия | 1386-XIX в.. Миланский собор | Италия | 1386-XIX в.
Миланский собор | Италия | 1386-XIX в.
  • Ка дОро в Венеции | Италия | XV в.. Ка дОро в Венеции | Италия | XV в.
Ка дОро в Венеции | Италия | XV в.
  • Собор в Жероне | Испания | 1325-1607 гг.. Собор в Жероне | Испания | 1325-1607 гг.
Собор в Жероне | Испания | 1325-1607 гг.
  • Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.
Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.
  • Собор в Тройхейме | Норвегия | 1180-1320 гг.. Собор в Тройхейме | Норвегия | 1180-1320 гг.
Собор в Тройхейме | Норвегия | 1180-1320 гг.
  • Собор святого Кнуда в Оденсе | Дания | XIII-XV вв.. Собор святого Кнуда в Оденсе | Дания | XIII-XV вв.
Собор святого Кнуда в Оденсе | Дания | XIII-XV вв.
  • Церковь в Вадстене | Шведция | 1369-1430 гг.. Церковь в Вадстене | Шведция | 1369-1430 гг.
Церковь в Вадстене | Шведция | 1369-1430 гг.

Готический стиль.

Готический архитектурный стиль (1250-1520 гг.), является заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и  отчасти Восточной Европы. В середине 12 века, в северной части Франции зародился данный стиль, он пришёл на смену романскому стилю и постепенно вытеснил его, унаследовав у него традиционные типы зданий. Готический стиль отличается от романского и от последующих поздних стилей: ренессанса, барокко, классицизма, созданием  своеобразной системы форм и иным  пониманием организации внутреннего пространства и своим представлением объемной композиции.

В готическом стиле преобладают:
 
Цвет витражей: Красный, жёлтый, синий.
Линии: Стрельчатые, как бы образующие свод путём пересечения двух дуг, ребристо повторяющиеся.
Формы: Прямоугольные архитектурные сооружения, стрельчатые арки, с переходом в столбы. Элементы интерьера: Кессонный потолок или веерный свод с опорами и  украшенные деревянными панелями стены, достаточно сложный орнамент с лиственными мотивами, залы очень высокие, длинные, узкие или широкие с  расположенными опорами в центре. Конструкции: Каменные, каркасные, ажурные; стрельчатые арки, тянущиеся вверх; подчёркнутый скелет конструкций обязателен.
Окна: Вытянутые вверх с разноцветными витражами; декоративные круглые окна делали по верху архитектурного сооружения.
Двери: дверные проёмы в виде стрельчатой ребристой арки; сами двери в основном дубовые филёнчатые. Мебель: Посудный шкаф дрессуар, покрывался росписью, бытовые предметы начинают хранить в шкафах, ранее в эпоху античности хранили исключительно в сундуках. В позднем готическом стиле создаются прототипы  современной мебели такие как: кровати, кресла, шкафы, используя в качестве материала в основном местные породы дерева: дуб, орех, ель, сосну, лиственницу, можжевельник и европейский кедр. Популярным приёмом для создания готической мебели считается рамочно-филёночная вязка.

Термин (готика), введён итальянской художественной критикой  в период ренессанса, как насмешливое обозначения средневекового искусства, которое в эпоху Возрождения называли варварским. К архитектурным сооружениям и произведениям искусства, созданным в более поздние периоды, применяется термин неоготика. Во Франции данный стиль получил своё более правильное название: Staile ogivat , что означает стрельчатый стиль.

Готический стиль в 13 веке распространился на территорию государств, современных сейчас Германии, Австрии, Чехии, Испании и Англия. На территорию Италии этот стиль попал позднее, широко не распространился и с достаточно сильной трансформацией, приведшей к появлению так называемой итальянской готики. В Европе в конце 14 века распространилась интернациональная готика. А в некоторые страны Восточной Европы готический стиль проник позже и просуществовал там подольше  вплоть до 16 века. Искусство  готической эпохи, прежде всего, было культовым по своему назначению и религиозным по тематике. Готическое искусство развивалось в католических странах, выражалось в обращении к высшим иррациональным силам, величию вечности, Христианскому мировоззрению, ему свойственен аллегорический тип мышления. Главенствующее место в готическом зодчестве занимает собор, это наивысший образец соединения архитектуры, скульптуры, живописи.  Готический стиль видоизменил средневековое зодчество, храмы избавились от массивности форм, тяжёлых конструкций, обрели вертикаль. Просторными и светлыми стали помещения, стены не заметны и воздушны. Не внутри, не снаружи соборы уже не выглядят подавляюще в отличие от романских построек. Развитие Готического искусства отражало и  изменения, которые происходили в средневековом феодальном обществе это появления нового класса: городской  буржуазии, этот класс и стал мощным двигателем культурного и экономического прогресса. Это послужило сильным толчком в развитии градостроительства и городской архитектуры. Архитектурные городские композиции состояли из культовых и светских зданий, возникновение торговых домов и складов, цехов и гильдий, укреплений, мостов и колодцев. Строились арсеналы, строительные дворы, больницы и школы. Главная площадь города обустраивалась домами с аркадами, от неё расходились главные улицы, дома были двух или трёх этажные с узкими фасадами и высокими фронтонами возводились вдоль улиц и набережных. Массивные стены с богато украшенными проездными башнями окружали города от нападения конкурирующих соседей. Королевские и феодальные замки и  начали преображаться в более сложные комплексы сооружений. В готическом стиле в  центре города, царя над его застройкой, возвышался собор или замок, который являлся сосредоточием городской жизни, помимо богослужения в нём происходили городские собрания, театральные представления и торжества.

Готический стиль по своему развитию разделяется:  ранний, зрелый и поздний  периоды. Готический стиль характеризуется обогащением и усложненным  соединением искусств,  более широкой  системой сюжетов, сложной каркасной системой (аркбутанов, контрфорсов) благодаря которой стали  стены не несут нагрузки и своды стали совершеннее, динамичным единством внутреннего пространства помещений. Главенствующим видом готического изобразительного искусства является скульптура, отражает в себе богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Статуи готические  отличаются, подвижностью фигур от романских  застылых скульптур, они как бы обращаются  друг к  другу и в тоже время к зрителям. Скульптура как вид искусства играла важнейшую роль в создании образа собора в готическом стиле. Он населён как внутри, так и снаружи огромным количеством скульптур. Например, в Шартрском соборе почти десять тысяч скульптур. Одним словом готический собор представляет собой целый мир средневекового города. В готической живописи главным видом стало витражное искусство, оно собственно и вытеснило фресковую и настенную живопись, с применением новой системы конструкций, стены как бы отсутствовали. Сама техника исполнения витражей не изменилась, была как в предыдущую романскую эпоху, только цветовая палитра приобрела  яркость и богатства красок, помимо сюжетов с религиозными мотивами, витражи создаются с сюжетами на бытовые темы. Также использовалось  просто бесцветное стекло. В готическую эпоху  разные строительные материалы: камень, кирпич, дерево. Но основным материалом для готического стиля являлся камень: отесанный и бутовый. В тех областях, где был с ним дефицит, возводили строения из кирпича. В Ломбардии, северной Германии, Польше изготовляли фасованный кирпич для  кладки пилонов и окон. В готических интерьерах стены, выполненные из бутового камня, обязательно оштукатуривалась. Камень использовали  для строительства конструкции здания, так и для декоративной отделке помещения, причём эти работы велись одновременно.

Если античные мастера для возведения здания  старательно обрабатывали огромные каменные блоки, то готические строители достаточно смело конструировали высокие здания с большими площадями, облегченные, так сказать превращали в каркасные сооружения, при этом  применяются не очень большие обтесанные камни. Именно каркасная система и ребристый свод, определяют сущность готической архитектуры. Ребристые своды, изготовленные готическими мастерами из мелкозернистого известняка, были прочными и лёгкими, их рёбра выполнялись из клинообразных камней. В верхней точке ребристого свода, в месте пересечения рёбер, размещали четырехсторонний замок. При применении лёгких материалов: известняка и мела, в кладке свода, толщина самого свода даже при больших пролётах была не очень велика, составляла 30 или 40см.
 
Свод в готическом стиле  гораздо совершеннее и легче, нежели свод в романском стиле, который был очень массивный, цилиндрический. В системе готического свода существует чёткое распределение усилий на рёбра и распалубку. Отличительной чертой готического стиля являются вертикальность композиций, стрельчатая арка, достаточно усложненная каркасная система опор и конечно  ребристый свод, а применение рёбер позволяет делать его больше, и уменьшать возникшие от свода нагрузки.

Погашая эти нагрузки системой контрфорсов, позволило делать стены более тонкими. Готические строители, стремясь уменьшить тяжесть здания, в результате введения сложной каркасной системы, стена перестала быть несущей, выполняя лишь роль заполнения между несущими пилонами. А стрельчатый свод во многом превосходит полуциркульный. Именно поэтому тяжёлая и массивная  романская архитектура сменялась готическими каменными конструкциями, вертикальными опорами и колоннами,  которые чётко переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты сооружений.

Наиболее известные готические архитектурные сооружения:

Франция.

Собор Шартре, XII-XIV вв.
Собор Реймсе, 1211-1330 гг., короновались французские короли.
Собор в Амьене,1218-1268 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в.
Собор в Бурже, 1194 г.

Германия.

Кёльнский собор, 1248-XIX в.
Мюнстерский собор в Ульме,1377-1543 гг.

Англия.

Собор Кентерберийский XII-XIV вв., главный храм английского королевства
Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв. в Лондоне
Собор в Солсбери 1220-1266 гг.
Собор в Экстере 1050 г.
Собор в Линкольне XVI в.
Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия.

Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия.

Палаццо Дожей XIV в.
Миланский собор 1386-XIX в.
Ка дОро в Венеции XV в.

Испания.

Собор в Жероне 1325-1607 гг.
Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия.

Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания.

Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция.

Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры, Москва, 1972 г.; Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья, Москва, 1963 г.; Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков, Москва, 1973 г.; Малая история искусств. Тяжлов В.Н.; Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе., Москва, 1964 г.; Советский Энциклопедический словарь, Москва, 1988 г.; Хезинга Й. Осень средневековья, Москва, 1988 г.; Советская энциклопедия, Москва, 1986.

Gothic Churches of Lviv. Abstract of MA Thesis / Annual of Medieval Studies at Central European University 1996-97 / ed. M. Sebok. — Budapest, 1998. — Vol. 4. — S. 97-98.
Козубская О. Б. Сакральная готика средневекового Львова: исторический контекст. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.01. — История Украины. — Институт украиноведения им. И. Крипякевича НАН Украины. — Львов, 2003.

Copyright © 2008-2015, ООО "Арх-Хаус", all rights reserved.